Округлять страховые взносы в целях уплаты больше не требуется
Перечислять во внебюджетные фонды сумму взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование нужно будет в рублях и копейках, не прибегая к округлению (пп. «а» п. 3 ст. 5 Закона № 188-ФЗ).
Напомним, что расхождения, возникающие по причине отражения в расчетах начисленных взносов в рублях и копейках, а уплаченных – в рублях, зачастую приводили к тому, что проверяющие приходили к мнению о наличии у страхователей недоимки. Минтруд России признавал такие действия территориальных органов фонда неправомерными и рекомендовал обжаловать подобные решения проверяющих (см. письмо от 14.02.2013 № 17-4/264).
Внесенные поправки приводят к единообразию порядок уплаты взносов и отражение их в отчетности. Соответственно, споры с органами контроля больше возникать не должны.
С учетом того, что Закон № 188-ФЗ начнет действовать со следующего года, полагаем, что первый платеж по взносам в 2015 году, в том числе за периоды до 2015 года, нужно производить в рублях и копейках.
Сдавать отчеты в электронном виде нужно при численности работников свыше 25 человек
С 50 до 25 человек снижена в 2015 году среднесписочная численность физлиц, отчетность по которым подается исключительно в электронном виде (п. 2 ст. 1, пп. «в» п. 3 ст. 5 Закона № 188-ФЗ).
Таким образом, если среднесписочная численность физлиц, которым производятся выплаты, превышает 25 человек, расчеты по форме РСВ-1 ПФР и форме-4 ФСС представляются в форме электронного документа. При этом подписаны они должны быть усиленной квалифицированной электронной подписью (пп. «в» п. 3 ст. 5 Закона № 188-ФЗ).
Отметим, что аналогичная норма установлена и в отношении правил сдачи сведений персонифицированной отчетности (п. 2 ст. 1 Закона № 188-ФЗ). В случае, когда численность работающих лиц составляет 25 человек и более (включая лиц, с которыми заключены договоры гражданско – правового характера), данные персонифицированного учета нужно подать в электронном виде (п. 2 ст. 1 Закона № 188-ФЗ).
Однако на практике такое положение будет актуально только при представлении данных персонифицированного учета за периоды до 2014 года. Ведь начиная с отчетности за I квартал 2014 года персонифицированная отчетность не сдается отдельно, а входит в состав расчета по форме РСВ-1 ПФР.
Новые виды выплат, не облагаемых страховыми взносами
Перечень компенсаций, связанных с увольнением и освобождаемых от начисления взносов (в т. ч. взносов «на травматизм»), дополнен следующими видами выплат (пп. «б» п. 3 ст. 2, пп. «а» п. 1 ст. 5 Закона № 188-ФЗ):
- выходное пособие и средний месячный заработок на период трудоустройства в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный – для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях);
- компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру в сумме, не превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка.
Отметим, что подобные суммы также не облагаются НДФЛ (абз. 8 п. 3 ст. 217 НК РФ). Однако в НК РФ предусмотрено, что в случае, когда компенсация предоставляется руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру, уволенным из организаций Крайнего Севера (приравненных к ним местностей), НДФЛ с нее не удерживается в части, не превышающей шестикратный размер среднего месячного заработка. А в Законе № 188-ФЗ подобная норма отсутствует. Получается, что при выплате компенсации при увольнении, к примеру, главному бухгалтеру организации Крайнего Севера такая выплата не включается в базу для начисления взносов в сумме не более трехкратного, а не шестикратного среднего месячного заработка.
Ограничения по применению пониженных тарифов на ЕНВД
Со следующего года аптечные организации и индивидуальные предприниматели (ИП), имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающие ЕНВД, вправе применять пониженные тарифы взносов к выплатам только тем сотрудникам, которые имеют право заниматься фармацевтической деятельностью (пп. «а» п. 5 ст. 3, пп. «а» п. 29 ст. 5 Закона № 188-ФЗ).
Такие лица перечислены в статье 100 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Согласно данной норме до 1 января 2016 года к ним относятся:
- лица, получившие в России высшее или среднее фармацевтическое образование и имеющие сертификат специалиста;
- лица, обладающие правом заниматься медицинской деятельностью и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами. Но только если они работают в обособленных подразделениях медицинских организаций (имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности), расположенных в сельских населенных пунктах, где отсутствуют аптечные организации;
- лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование, не работавшие по своей специальности более пяти лет, но прошедшие обучение по дополнительным профессиональным программам (профессиональную переподготовку) и имеющие сертификат специалиста;
- лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранном государстве (которое признается в России), сдавшие в России экзамен по специальности и получившие сертификат.
В настоящее время вопрос о том, могут ли плательщики ЕНВД – аптеки, а также предприниматели, занимающиеся фармацевтической деятельностью, начислять взносы по пониженным тарифам на выплаты и вознаграждения всем своим сотрудникам, даже тем, кто не является фармацевтами, является спорным. Проверяющие настаивают на том, что пониженные тарифы применяются к выплатам только сотрудникам-фармацевтам. Однако в арбитражной практике сложилась иная позиция. По мнению судов, взносами по пониженным тарифам облагаются выплаты в пользу всех работников. Главное, чтобы страхователь являлся плательщиком ЕНВД и имел лицензию на занятие фармацевтической деятельностью. Данной проблеме посвящена статья-рекомендация справочника «Страховые взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование» раздела «Налоги и взносы» информационной системы 1С:ИТС
Начиная с 2015 года формулировка нормы будет исключать двоякое толкование, что должно привести к прекращению споров, однако законодательно спор разрешен не в пользу страхователей.
Ограничения по применению пониженных тарифов для предпринимателей на ПСН
Индивидуальные предприниматели, уплачивающие налог в рамках патентной системы налогообложения (ПСН), смогут начислять взносы по пониженным тарифам на выплаты не всем физлицам, а лишь тем, кто занят в деятельности, на которую получен патент (пп. «б» п. 5 ст. 3, пп. «б» п. 29 ст. 5 Закона № 188-ФЗ).
Такое нововведение суживает действующую сейчас норму, которая позволяет предпринимателям, применяющим ПСН, исчислять взносы по пониженным тарифам с выплат всем лицам.
Кроме того, поправки не уточняют, относятся ли абсолютно все сотрудники предпринимателя к лицам, занятым в деятельности, на которую выдан патент.
Полагаем, что при решении данного вопроса специалисты фондов при проверках, вероятнее всего, будут ориентироваться на численность лиц, указанную в патенте. Ведь средняя численность привлекаемых предпринимателем наемных работников (в т. ч. по гражданско-правовым договорам) указывается на обратной стороне патента (форма патента утверждена приказом ФНС России от 27.12.2012 № ММВ-7-3/1014@). Полученный на соответствующий вид деятельности патент действует только в отношении объектов (в частности, числа работников), указанных в нем (см. письмо Минфина России от 22.05.2013 № 03-11-09/18174).
Таким образом, если по пониженным тарифам предприниматель исчислит взносы с выплат большему количеству физлиц, чем отражено в патенте, образуется недоимка. Но даже в этом случае могут возникнуть сложности с определением конкретного физлица, в пользу которого взносы должны быть доначислены. Ведь указание инициалов работников в патенте не предусмотрено.
Определение пункта пропуска через границу РФ при следовании в отпуск за рубеж самолетом
С 1 января 2015 года будет устранена неясность относительно того, что считать для целей исчисления взносов пунктом пропуска через государственную границу РФ при следовании сотрудника, работающего и проживающего в районах Крайнего Севера (приравненной к нему местности), к месту отпуска за границей и обратно на самолете. Верное определение такого пункта имеет значение для установления величины стоимости проезда, на которую не нужно начислять взносы. Ведь при следовании в отпуск за рубеж взносами не облагается оплата стоимости проезда сотрудника от места отправления до пункта пропуска через границу РФ (п. 7 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее – Закон № 212-ФЗ), пп. 8 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ (далее – Закон № 125-ФЗ)).
Так, Закон № 188-ФЗ вводит положение о том, что пунктом пропуска через границу является, в том числе, здание международного аэропорта, в котором физлицо проходит пограничный контроль (пп. «б» п. 3 ст. 2, пп. «а» п. 1 ст. 5 Закона № 188-ФЗ). Из данной нормы можно сделать вывод, что при следовании к месту отпуска за границей пунктом пропуска будет именно аэропорт, из которого осуществляется вылет.
Заметим, что суды занимают иную позицию и указывают, что взносами на основании справки перевозчика (транспортной организации) не облагается стоимость проезда от места отправления до фактической точки пересечения самолетом Государственной границы РФ. Подробнее об этом речь идет в статье-рекомендации справочника «Страховые взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование» раздела «Налоги и взносы» информационной системы 1С:ИТС – см. https://its.1c.ru/db/strahvzn#content:385:1.
По мнению судов, обязанность по уплате взносов не должна зависеть от вида транспорта, который работник использует для проезда. Это связано с тем, что железнодорожная и автостанция расположены к пункту пропуска через границу России ближе, чем здание аэропорта. Получается, что при следовании в отпуск за рубеж поездом либо автомобилем взносами не облагается компенсация стоимости проезда в полном размере, а при следовании самолетом – только частично. А это приводит к неравенству в начислении взносов.
Однако несмотря на арбитражную практику, складывающуюся в пользу страхователей, законодательное отражение нашла позиция чиновников.
Следует также учесть, что исходя из новых редакций Закона № 212-ФЗ и Закона № 125-ФЗ:
- на оплату работникам Крайнего Севера стоимости провоза багажа весом до 30 кг не нужно начислять взносы независимо от места проведения ими отпуска: в России или за рубежом. В настоящее время в базу по взносам такая оплата не включается только при проведении отпуска за границей (п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ, пп. 8 п. 1 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ);
- оплата проезда к месту отпуска и обратно членам семей работников Крайнего Севера (приравненных к ним местностей) должна облагаться взносами (в т.ч. взносами «на травматизм»). Сейчас законодательство о взносах позволяет не включать такую оплату в базу для расчета взносов.
На практике порядок начисления взносов в указанной ситуации будет зависеть от того, кому именно оплачивается проезд. Если средства перечисляются напрямую членам семьи сотрудника, которые не связаны с работодателем трудовыми отношениями, то объекта обложения взносами не возникнет (ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ, п. 1 ст. 20.1 Закона № 125-ФЗ). Если же средства в виде оплаты проезда членов семьи работника выплачиваются непосредственно ему, то они подлежат включению в базу по взносам.
В целом новые нормы ухудшают положение страхователей, в особенности работодателей государственных органов и учреждений. Ведь они, в отличие от работодателей коммерческих организаций, обязаны компенсировать проезд не только сотрудникам, но и неработающим членам их семей (ст. 325 ТК РФ).
Взносы в ПФР начисляются на выплаты всем временно пребывающим иностранцам
Застрахованными в сфере обязательного пенсионного страхования станут все временно пребывающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства (пп. «а» п. 2 ст. 3, п. 4 ст. 3 Закона № 188-ФЗ).
Сейчас выплаты в пользу таких граждан облагаются взносами в ПФР только при условии, что с работником заключен (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ):
- трудовой договор на неопределенный срок;
- срочный трудовой договор (срочнее трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.
Начиная с 2015 года с выплат временно пребывающим иностранным гражданам потребуется уплачивать взносы в ПФР независимо от даты заключенного с ними трудового договора, то есть даже в случае, когда иностранец принят на работу до 1 января 2015 года.
Однако это не означает, что за периоды до 2014 года возникнет недоимка по взносам (например, если продолжительность срочного трудового договора с временно пребывающим иностранцем в 2014 году составила менее шести месяцев). Ведь новые нормы не распространяются на правоотношения прошлых периодов.
Уточнен порядок начисления пеней
Законом № 188-ФЗ дополнена норма о правилах начисления пеней. Так, теперь в Законе № 212-ФЗ прямо прописано, что последним днем, за который на сумму просрочки платежа начисляются пени, является день фактической уплаты долга (п. 14 ст. 5 Закона № 188-ФЗ).
Однако Минтруд России в письме от 16.05.2014 № 17-4/В-211 указал, что дата исполнения обязанности по уплате взносов не может одновременно являться днем просрочки исполнения этой обязанности. Поэтому день уплаты взносов (например, день предъявления в банк платежного поручения) не включается в период начисления пеней.
Нововведения в законодательство о взносах вступят в силу только с 1 января 2015 года. Следовательно, учитывая позицию ведомства, при погашении задолженности по взносам до указанной даты пени за день перечисления платежа в расчет пеней включать не нужно. Претензий со стороны контролирующих органов это вызвать не должно.
Облагаются взносами неподтвержденные расходы по найму жилья в командировке
С 2015 года прекратит действовать правило о том, что при неподтверждении затрат по найму жилья в командировке их оплата не облагается взносами в ПФР, ФФОМС и ФСС (в части страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) в пределах норм (пп. «б» п. 1 ст. 5 Закона № 188-ФЗ).
Сейчас оно предусмотрено частью 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ, однако порядок применения данной нормы неоднозначный и вызывает споры. Дело в том, что размер возмещения расходов, связанных со служебными командировками, законодательно утвержден только в отношении работников бюджетных организаций (Указ Президента РФ от 18.07.2005 № 813). О том, как быть в подобной ситуации коммерческой организации, контролирующие органы высказывают противоречивые мнения. Так, Минздравсоцразвития России в письме от 11.11.2010 № 3416-19 указало, что компенсация не подтвержденных документально затрат по найму жилья облагается взносами в общеустановленном порядке. Однако у ведомства есть и иная точка зрения. Так, в разъяснении от 26.05.2010 № 1343-19 чиновники сослались на статью 168 ТК РФ, согласно которой порядок и размеры возмещения командировочных расходов определяются в коллективном договоре или в локальном нормативном акте работодателя. На этом основании они сделали вывод о том, что возмещение неподтвержденных затрат по найму жилья не облагается взносами в размере, определенном внутренними документами организации.
Начиная со следующего года противоречие будет устранено, и оплату расходов по найму жилья, не подтвержденных документами, потребуется облагать взносами.
Отметим, что аналогичный порядок обложения взносами «на травматизм» неподтвержденных командировочных затрат не претерпел изменений. Закон № 125-ФЗ по-прежнему позволяет не включать в базу по взносам оплату подобных расходов в пределах норм (п. 2 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ).
Тем не менее, учитывая неоднозначность вопроса о том, какими именно нормами возмещения должны руководствоваться коммерческие организации, безопаснее облагать взносами «на травматизм» компенсацию неподтвержденных затрат по найму жилья.
Возможен зачет по взносам, взимаемым одним и тем же органом
Внесенные поправки предусматривают возможность зачета излишне уплаченных взносов по одному виду страхования в счета будущих платежей, а также погашения недоимки, задолженности по пеням и штрафам по взносам, относящимся к иному виду страхования. Однако подобный зачет правомерен только между теми взносами, которые взимаются одним и тем же органом (пп. «з» п. 15 ст. 5 Закона № 188-ФЗ).
Исходя из этого взаимозачет возможен в отношении платежей по следующим видам взносов:
- взносы в ПФР и ФФОМС – поскольку они администрируются одним и тем же органом – ПФР и его территориальными отделениями (ч. 1 ст. 3 Закона № 212-ФЗ);
- взносы в ФСС (в части страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) и взносы «на травматизм» – поскольку они администрируются ФСС России и его территориальными органами (ч. 1 ст. 3 Закона № 212-ФЗ, ст. 22.1 Закона № 125-ФЗ).
Для осуществления такого зачета потребуется представить в отделение соответствующего внебюджетного фонда заявление в письменной форме или в электронном виде.
По действующим сейчас нормам зачет переплаты возможен только в рамках того или иного внебюджетного фонда, независимо от администратора платежей. То есть зачесть излишне уплаченные взносы в ПФР в счет недоимки по взносам в ФФОМС нельзя.
Безусловно, внесенные изменения благоприятны для страхователей.
Сообщать фондам о создании или закрытии обособленных подразделений не нужно
В обязанности страхователей больше не будет входить сообщение о создании или закрытии обособленных подразделений (пп. «в» п. 17 ст. 5 Закона № 188-ФЗ).
В настоящий момент это необходимо сделать в течение месяца с даты создания или закрытия подразделения (п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона № 212-ФЗ).
Также не нужно будет сообщать о реорганизации или ликвидации организации и о прекращении деятельности предпринимателя (пп. «в» п. 17 ст. 5 Закона № 188-ФЗ).
Сейчас эту обязанность нужно исполнить в течение трех дней со дня принятия подобного решения (п. 3 ч. 3 ст. 28 Закона № 212-ФЗ).
Изменения вступают в силу с 1 января 2015 года. В связи с этим, если обособленное подразделение будет создано (закрыто) до этой даты, а месячный срок истекает после 1 января 2015 года, то обязанность уведомлять органы фондов сохраняется. Аналогичный порядок будет действовать и в отношении случаев реорганизации или ликвидации компании и прекращения статуса предпринимателя.
Однако за неисполнение этой обязанности привлечь страхователя к ответственности вряд ли удастся. Ведь после 01.01.2015 ответственность устраняется. Несмотря на это велика вероятность споров с проверяющими по поводу правомерности применения санкций.
Поручение о взыскании задолженности контролеры могут направлять в банк в любое время
Напомним, что если страхователь не уплатит недоимку по взносам (пеням, штрафам) на основании предъявленного ему требования, контролирующие органы вправе принять решение о взыскании средств с его счета в банке (ч.ч. 1, 3 ст. 19 Закона № 212-ФЗ).
Для этого органы фондов направляют в банк поручение на списание денежных средств (ч. 2 ст. 19 Закона № 212-ФЗ).
Законом № 188-ФЗ устанавливается, что срок для направления такого поручения со следующего года не ограничен (пп. «б» п. 10 ст. 5 Закона № 188-ФЗ).
Отметим, что на данный момент проверяющие могут направить поручение в банк о взыскании недоимки только в течение одного месяца со дня принятия соответствующего решения (ч. 7 ст. 19 Закона № 212-ФЗ).
Таким образом, поправки расширяют права контролирующих органов в части возможности принудительного списания числящейся за страхователем задолженности.
Самозанятые лица исчисляют взносы только за дни месяца, когда велась деятельность
Законом № 212-ФЗ предусмотрено, что за отдельные периоды (например, за время нахождения в отпуске по уходу за ребенком) самозанятые лица вправе не уплачивать за себя взносы в ПФР и ФФОМС, если в течение этого времени они не осуществляли предпринимательскую деятельность (ч. 6 ст. 14 Закона № 212-ФЗ). Такие периоды перечислены в статье справочника «Страховые взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование» раздела «Налоги и взносы» в информационной системе 1С:ИТС – см. https://its.1c.ru/db/strahvzn#content:377:1.
Если же в отдельные месяцы расчетного периода (календарного года) такие самозанятые лица вели предпринимательскую (иную профессиональную) деятельность, то взносы в фиксированном размере необходимо уплатить. Рассчитывается фиксированный платеж в данной ситуации пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых осуществлялась деятельность (ч. 7 ст. 14 Закона № 212-ФЗ).
Страхователи, занимавшиеся предпринимательской деятельностью в течение неполного месяца, начиная с 1 января 2015 года получат возможность исчислять взносы за такой месяц пропорционально количеству календарных дней в нем (п. 2 ст. 5 Закона № 188-ФЗ).
Безусловно, это имеет положительное значение для плательщиков взносов, поскольку они смогут при расчете учитывать не все календарные дни, а лишь те, когда фактически велась деятельность. Особенно это актуально, если деятельность осуществлялась в течение лишь нескольких дней месяца.
Установлены правила получения отсрочки (рассрочки) по уплате взносов, пеней, штрафов
В законодательство о взносах внесены правила о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов. Они регламентированы новыми статьями 18.1–18.5 Закона № 212-ФЗ (ст. 5 Закона № 188-ФЗ).
Отметим, что отсрочку (рассрочку) по уплате задолженности можно будет получить по всем видам страховых взносов, кроме взносов в ПФР на финансирование накопительной пенсии.
Основания для ее получения следующие:
- причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
- непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований или неперечисление (несвоевременное перечисление) из бюджета денежных средств, в том числе, в счет оплаты оказанных страхователем услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных и муниципальных нужд;
- сезонный характер производства и (или) реализации товаров, работ или услуг.
Для предоставления отсрочки (рассрочки) потребуется представить в отделение ПФР или ФСС России по месту учета (в зависимости от вида взносов, по которым за страхователем числится задолженность) заявление и подтверждающие документы. Их перечень содержится в новой статье 18.4 Закона № 212-ФЗ. В частности, это:
· документы, подтверждающие наличие оснований предоставления отсрочки (рассрочки);
· акт совместной сверки расчетов по страховым взносам;
· справка налогового органа по месту учета плательщика взносов с перечнем всех открытых плательщиком счетов в банках;
· справки банков об остатках денежных средств на всех счетах плательщика страховых взносов в банках и др.
Расширены нормы о проведении выездной проверки страхователей
Порядок проведения органами внебюджетных фондов выездных проверок плательщиков взносов дополнен нормами о возможности продления срока проверки, а также проведения повторной выездной проверки (пп. «в» п. 19 ст. 5 Закона № 188-ФЗ).
Они аналогичны порядку осуществления выездных налоговых проверок. Так, срок проверки может быть продлен до четырех или шести месяцев в следующих случаях:
- При проверке от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников получена информация о нарушении плательщиком взносов законодательства о взносах.
- На территории, где проводится выездная проверка, возникли обстоятельства непреодолимой силы.
- Страхователь не представил документы, необходимые для проверки, в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.
- Проводится проверка организации, имеющей четыре и более обособленных подразделения. В данном случае проверка может быть продлена до четырех месяцев.
- Проводится проверка организации, имеющей десять и более обособленных подразделений. В указанной ситуации проверка может быть продлена до шести месяцев.
Напомним, что выездная проверка заканчивается составлением справки о ее проведении (ч. 14 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). Следовательно, если по проверке, начавшейся до 2015 года, по состоянию на 1 января 2015 года составлена справка, то проверка не может быть продлена по перечисленным основаниям. В случае, когда такая справка еще не составлена, на наш взгляд, органы контроля при наличии необходимых оснований вправе продлить ее.
Что касается повторной выездной проверки страхователей, то, как и повторная выездная налоговая проверка, она может проводиться:
- вышестоящим органом контроля за уплатой взносов в порядке контроля за деятельностью органа, проводившего проверку. Например, проверка Управлением ПФР по г. Москве после первоначальной проверки территориальным отделением ПФР;
- фондом, ранее проводившим проверку, в случае представления страхователем уточненного расчета по взносам, если в нем величина взносов указана в меньшем размере. В этом случае повторной проверкой будет охвачен период, за который подан уточненный расчет.
Если при проведении повторной проверки будет выявлен факт совершения плательщиком взносов нарушения законодательства, который не был выявлен при первоначальной проверке, то санкции применяться не должны. Исключением будет случай, когда правонарушение не было выявлено изначально по причине сговора между страхователем и должностным лицом фонда.
С учетом даты вступления в силу Закона № 188-ФЗ новые нормы проведения выездных проверок органы контроля должны применять при вынесении решений о назначении проверок начиная с 1 января 2015 года. Следовательно, если уточненный расчет по взносам с суммой платежа к уплате в размере меньше заявленного ранее страхователь подаст до указанной даты, то повторная выездная проверка в отношении него не может быть назначена.
Иные изменения
Стоит упомянуть также о следующих дополнениях, внесенных в законодательство о страховых взносах:
- арбитражные управляющие, а также лица, занимающиеся частной практикой, но не имеющие статуса предпринимателей, обязаны уплачивать за себя взносы в ПФР. Они должны встать на учет в качестве страхователей в отделении ПФР по месту жительства, подав соответствующее заявление. Прекращение обязанности по уплате взносов прекращается при снятии с учета в качестве страхователя. Для этого также необходимо будет представить соответствующее заявление (п.п. 1–3 ст. 3 Закона № 188-ФЗ);
- заявление о зачете (возврате) излишне уплаченных страховых взносов, а также о возврате излишне взысканных сумм взносов можно будет подать не только в письменной форме, но и в электронном виде (п.п. 15, 16 ст. 5 Закона № 188-ФЗ);
- при привлечении к ответственности за совершение правонарушений обстоятельства, смягчающие либо отягчающие ответственность, не будут учитываться. Статья 44 Закона № 212-ФЗ, содержащая их перечень, утрачивает силу (п. 24 ст. 5 Закона № 188-ФЗ);
- истребуемые в ходе камеральной или выездной проверки документы, которые подаются в электронной форме, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 20 ст. 5 Закона № 188-ФЗ).